На заседании правительственной комиссии по ТЭК под руководством вице-премьера РФ Игоря Сечина был выработан ряд мер, которые будут применяться к нарушителям. Наиболее суровая из них – отказ в выдаче лицензий на месторождения. Роснедра при организации соответствующих аукционов готовы учитывать информацию о ходе модернизации НПЗ. Кроме того, Федеральная таможенная служба лишит ряда льгот компании, "заводы которых не имеют мощностей вторичных процессов переработки сырья и (или) не проводят работы по модернизации".
Напомним, Евро-3 был введен в России с 1 января 2008 года. Окончательный переход на новый стандарт планировался ровно через год, с 2010 г. страна должна была уже перейти на Евро-4, а с 2013 г. – на Евро-5. Однако с самого начала было очевидно, что столь быстрыми темами насадить в России европейские экологические параметры (в ЕС Евро-3 действовал с конца 90-х, а Евро-4 – с середины 2000-х) совершенно нереально, поскольку подавляющее большинство отечественных автомобилей к тому моменту "питалось" по классу Евро-2. Вдобавок случился кризис, и нефтяные компании поспешили заявить о невозможности опережающими темпами модернизировать НПЗ в сложных экономических условиях. В итоге, сроки были отодвинуты. Производство и продажа бензина марки Аи-80 и наиболее популярной у отечественных автовладельцев Аи-92 должны были прекратиться с 1 января 2012 года.
Осенью прошлого года нефтяники попросили сохранить им возможность выпуска бензина с октановым числом 92 до 2015 г. в связи с повышенным спросом на этот вид топлива. Эту идею поддержал министр энергетики РФ Сергей Шматко. Премьер-министр РФ Владимир Путин, в свою очередь, заявил о решительном намерении властей перевести все НПЗ на Евро-3 уже в 2011 г., но не исключил возможности отсрочки для тех, кто убедит в ее необходимости специальную правительственную комиссию.
Правда, когда в апреле грянул топливный кризис, об исключениях премьер уже не заикался. Он просто сообщил, что тотальный переход на Евро-3 вновь отодвигается. На этот раз поводом стал Таможенный союз. Поскольку в Белоруссии аналогичных ограничений нет, а в Казахстане стандарт Евро-3 вводится только с 2014 г., а Евро-4 – с 2015 г., это обстоятельство, по мнению Минэнерго РФ, стало одной из причин возникновения дефицита бензина на внутреннем рынке. "Неформатная" продукция не успевших модернизироваться НПЗ начала утекать к менее продвинутым соседям. "Разумеется, нам нужно переходить на Евро-3 – это движение мы не будем заворачивать никуда, ни влево, ни вправо. Но что касается сроков, их нужно сопоставить с нашими договоренностями с соседями – с Казахстаном и с Белоруссией. И нужно это скоординировать с ремонтными работами, которые проводятся на ведущих НПЗ", – подчеркнул тогда Путин.
Прошло еще два месяца, и премьер вдруг обнаружил, что ремонтные работы ведутся весьма неторопливо и финансируются, скорее, по остаточному принципу. В июне глава правительства раскритиковал нефтедобывающие компании за то, что они больше тратят на дивиденды, чем вкладывают в модернизацию.
В этом виноваты отчасти сами власти, которые слишком увлеклись "благотворительностью", пытаясь стимулировать нефтяников неверными методами, считают некоторые аналитики. "Государство установило низкую пошлину на мазут, полагая, что это даст компаниям дополнительные средства, которые пойдут на модернизацию НПЗ. Но они были потрачены в основном на другие цели. К тому же, если капиталисту один товар более выгодно производить, чем другой, он это и будет делать, тем более при отсутствии жесткого регулирования. В любой компании есть менеджеры, которые получают бонусы за эффективно проданный товар, что они успешно и делали все это время", – цитирует РБК аналитика ИФД "КапиталЪ" Виталия Крюкова.
Что ж, возможно, теперь власти учли свои ошибки и решили от пряников перейти к кнутам. Однако бояться исчезновения с рынка Аи-92 уже через четыре месяца, пожалуй, все же не стоит.
Источник: Утро
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт