31 октября западный мир празднует страшный праздник Хэллоуин. Принято считать, что этот праздник восходит к древним кельтам. Однако, это правда лишь отчасти. Хэллоуин, действительно, связан с кельтским Самайном, а также с католическим Днем Всех Святых, но его фольклорные традиции в основном возникли среди англоязычных народов уже в новое время: с XVI—XVIII веков.
«Современный комплекс атрибутики Хэллоуина сложился в лучшем случае к началу XIX века. Древние кельты не вырезали тыквы (это обычай американских поселенцев, тыква — американское растение), не делали „традиционное ирландское“ картофельное пюре-колканнон (картофель, естественно, тоже пришел из Америки) и даже не запекали в кексы серебряные монетки (в древней Ирландии не было денег, их начали чеканить только викинги) », — рассказала старший преподаватель кафедры древних языков исторического факультета МГУ, кандидат исторических наук Нина Живлова.
Кельтский Самайн известен с глубокой древности, и в Средневековье с Днем Всех Святых он не отождествлялся. Этот праздник был своеобразным рубежом между летом и наступавшей зимой.
День Всех Святых начал отмечаться 1 ноября только в IX веке по решению Папы Римского. Удачно «совпав» по времени с Самайном, он «родил» праздник нечисти, который базируется на страхе перед потусторонними гостями.
Русской и славянской культурам такой страх несвойственен. Однако в последнее время Хэллоуин отмечается и в России. Хотя, казалось бы, где русские, а где американцы с кельтами.
«Традиционно русский народ мертвых не боится, он не делает из этого культа ужасов. Мертвые предки помогают, а не мешают — по крайней мере, в славянской мифологии. А в западной культуре это превращается в нечто пугающее, ужасное, и в этом сама структура американского праздника. Мы любим наших мертвых предков, а они их боятся. В православной культуре за умерших родственников молятся, у нас нет ужаса перед какими-то призраками, привидениями», — рассказал заместитель заведующего отделением журналистики Института государственной службы и управления РАНХиГС Андрей Новиков-Ланской «РИА Новости».
Тем не менее, специалисты полагают, что Хэллоуин вполне может прижиться в России. И, кажется, уже это делает.
«Праздники других народов вполне себе приживаются, если они соответствуют какому-то запросу, на который по каким-то причинам в данный момент не отвечает родная культура. И раз он пользуется популярностью — а он точно пользуется популярностью, есть много людей, которые его радостно справляют, — значит, видимо, эта потребность есть», — утверждает заведующий научно-исследовательской лабораторией теоретической фольклористики Школы актуальных гуманитарных исследований Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Сергей Неклюдов.
«Объясняется это просто. Молодежи нравится все иностранное, яркое, провокационное, и их можно понять — действительно, это праздник хулиганский, эпатажный, можно изображать нечистую силу, мертвецов. Тут уже ничего не поделаешь — даже если вести целенаправленную работу по искоренению такого рода праздников и их атрибутики, праздновать его все равно продолжат, но, возможно, он станет просто явлением субкультуры», — вторит ему Андрей Новиков-Ланской.
WEACOM.RU
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт