Потребкредит дополнят бесплатным отказом от сопутствующих услуг

Потребкредит дополнят бесплатным отказом от сопутствующих услуг
Фото: Газета «Коммерсантъ»

Граждане могут получить возможность бесплатно отказаться от страховок, приобретенных при получении потребительских кредитов. Сейчас у заемщика нет возможности передумать без ущерба: отказ от купленной страховки обычно влечет за собой потерю средств, уплаченных страховщику. Представители Банка России и Федеральной антимонопольной службы наметили три варианта смягчения условий отказа от страховки.

Вопрос смягчения для заемщиков условий отказа от дополнительных страховок при получении потребкредитов обсуждался на прошлой неделе на совещании в ЦБ, в котором участвовали представители ЦБ и Федеральной антимонопольной службы, рассказал «Ъ» заместитель главы ФАС Андрей Кашеваров. Информацию о совещании подтвердили в Банке России.

Согласно нормам Гражданского кодекса гражданин имеет право отказаться от страховки в любое время, но уплаченная страховщику премия возврату не подлежит, «если договором не предусмотрено иное». По словам гендиректора компании «Сбербанк Страхование» Максима Чернина, «полный возврат оплаченной премии страхователю в рамках кредитного страхования во время “периода охлаждения” предлагает считанное число компаний».

Так, например, клиент может решить расторгнуть договор добровольного страхования через три недели после его подписания, а страховая компания вернет ему только треть от уплаченной премии, мотивируя это расходами на ведение дела. В зависимости от срока, суммы и вида кредита ежемесячный платеж по страховке может составлять от 0,3% до 1,4% от суммы кредита.

При этом даже сейчас, по оценкам руководителя управления андеррайтинга рискового страхования группы «АльфаСтрахование» Вадима Цурупы, в среднем по рынку от ранее приобретенных страховок отказываются до 10% клиентов.

Вопрос смягчения условий отказа от приобретенных при получении кредита страховок от несчастного случая, потери трудоспособности или работы и т. п. давно обсуждается Банком России и ФАС, но путей решения проблемы намечено не было. На последнем совещании ведомства обсудили три возможных варианта.

Первый предусматривает двухнедельный «период охлаждения», в течение которого заемщик может отказаться от приобретенной страховки и получить обратно 100% уплаченной премии. Второй вариант — страховка вступает в силу через две недели после подписания договора, в течение которых клиент может от нее отказаться. Третий — дать право заемщику отказаться от страховки, когда он захочет, но не бесплатно, расчет возвращаемой страховщиком суммы должен производиться с учетом фактического времени пользования страховкой.

Мнения страховщиков о предложенных вариантах разделились. По словам господина Чернина, «с правовой и экономической точек зрения более справедливыми являются второй и третий варианты».

«В противном случае будет иметь место бесплатно оказанная услуга, что вызовет негативные операционные и налоговые последствия. Кроме того, возможны злоупотребления — человек сможет заключать и расторгать договор каждые две недели и неограниченно пользоваться услугой бесплатного страхования», — считает господин Чернин.

По оценкам участников рынка, разделяющих его позицию, внедрение первого сценария с большой вероятностью приведет к повышению стоимости страхования в среднем на 5%, так как в стоимость страховки будет закладываться риск ее возврата.

Главе Всероссийского союза страховщиков Игорю Юргенсу не понравился как раз третий вариант — с амортизацией премии: «Невозможность спрогнозировать точную прибыль при реализации этого сценария приведет к удорожанию стоимости страховых полисов для клиентов, а для компаний — к необходимости формировать дополнительные резервы». Первый вариант фактически предоставляет гражданину две недели бесплатной страховки, продолжает господин Юргенс.

«Наиболее приемлемый — вариант с отложенным вступлением в силу договора», — заключает он. «Но если страховой случай наступит до вступления договора в силу, гражданину будет очень тяжело добиться какой-либо компенсации от страховой компании», — возражает глава Финпотребсоюза Виктор Майданюк.

Любой из предложенных вариантов страхового грейс-периода для заемщиков снизит банковские доходы. По оценкам участников страхового рынка, в среднем комиссионные банкам за «сопутствующие» страховки составляют 30−80% от страховой премии. Введение льготных условий отказов от страховки может увеличить их долю в среднем по рынку до 15%, считает господин Цурупа. Это приведет к недополучению банками комиссионных доходов. «Доходы от продажи страховок при выдаче потребкредитов в среднем составляют более 10% от общего дохода розничного банка», — признает собеседник «Ъ» в одном из таких банков.

«Участники совещания решили продолжить обсуждение данной инициативы для ее комплексной оценки и выработки механизмов реализации на экспертном совете ФАС, который состоится ориентировочно в мае», — сообщили «Ъ» в ЦБ.ё

По материалам Mail.ru

Комментарии

Dima-ZDS  ◊ 20 апреля 2015 г. в 12:08
отказался от услуг дополнительных-отказали в кредите))))))
1
helen-ann  ◊ 20 апреля 2015 г. в 14:05
Dima-ZDS, речь идет об отказе от страховки, спустя какое-то время после получения кредита. Допустим, взял кредит на год, заплатил страховку, а через месяц погасил кредит досрочно. А вот со страховой компанией расторгнуть договор, конечно, можешь, только денег тебе никто не вернет.
0
avotar  ◊ 20 апреля 2015 г. в 14:14
да конечно я 170000тыс взял кредит 17тыс страховка хотя когда подо вал заявку о страховке и речи не было
0
Dima-ZDS  ◊ 20 апреля 2015 г. в 14:50
avotar я раз как то 200 000, тоже про страховку ни слова, и обещали под 19% а одобрили под 21%, в итоге послал их))
0

Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт