Иркутский автозавод
Про автозавод в столице Приангарья мало кто знает. В 1945 году вышло постановление Государственного комитета обороны о строительстве в Иркутске автосборочного завода. Сразу после этого постановления руководители ремзавода, который находился в предместье Марата, приступили к поискам места под новое производство. Местом для строительства будущего завода директор Александр Ежевский обозначил большое колхозное поле, где выращивали капусту и картошку, близ поселка Мельниково.
Изначально автомобили собирали в цехе авторемонтного завода в предместье Марата, но новые производственные цеха строились быстро и уже к концу лета 1945 года в районе поселка Мельниково были залиты первые ленты фундамента под большой автозавод. На следующий год на стройплощадке в Мельниково работа уже вовсю кипела: обозначились стены главного сборочного корпуса, приступили к возведению деревообрабатывающего и литейного цехов, кузницы и котельной.
Не дожидаясь полного окончания строительства, рабочие начали сборку грузовых машин. На производство стали поступать детали автомобилей компании «Studebaker». С этих американских грузовиков и началась история иркутского автосборочного завода. Первый грузовик был произведен 21 июня 1945 года. Этот день и стал днем основания крупного предприятия.
Сборка автомобилей велась на простейшем конвейере. Помимо грузовиков Studebaker, иркутским рабочим довелось собирать автомобили и других американских марок — «Додж», «Форд» и «Шевроле».
К 1948 году иркутский автосборочный завод с временных площадей переехал в новые высотные корпуса, а выпуск американской продукции в предместье Марата постепенно остановили. В следующем году коллектив завода, который к тому времени насчитывал уже около 800 человек, начал готовиться к производству новой современной модели советского грузовика — ГАЗ-51.
Производство новой автомобильной марки в Иркутске развивалось активно. В 1951 году завод работал на полную мощность, были выпущены более девяти тысяч автомобилей и семи тысяч автоприцепов.
Смена деятельности
Но, несмотря на успешную деятельность завода, в 1952 году постановлением Государственного комитета обороны он был перепрофилирован в Иркутский завод радиоприемников.
Возможно, это было связано с тем, что страна восстанавливалась после Великой Отечественной войны. Производство активно росло и развивалось, а вот радиопромышленности как таковой в СССР фактически не было. Народному хозяйству требовались радиоприемники, а армии — целые радиостанции.
Иркутяне начали разбирать автосборочное производство, возводя на его фундаменте завод радиоприемников.
Ломали по-настоящему. На заводе были огромные конвейеры, под потолок. Все это выносили и отправляли в металлолом. Затем на этом месте начали осваивать производство больших радиостанций на колесной базе — на ЗИЛах, ГАЗах и бронетранспортерах.
Новый радиозавод начал выпускать технику радиоуправления армейскими подразделениями и еще так называемые РЭПы — средства радиоэлектронного противодействия, призванные глушить эфирные частоты.
Приемники для населения выпускал 19-й цех радиозавода, всего цехов было 20. Это были в основном радиоприемники и радиолы «Рекорд» и «Илга», магнитолы «Скиф» и другое.
Жизнь радиозавода
Дела на заводе шли хорошо. По разным данным, в то время на производстве работали от 8 до 14 тысяч человек. Точная цифра не озвучивалась, так как это было секретной информацией. Возможно, такой разброс цифр связан с тем, что у завода были филиалы в Иркутской области: одни считали примерное количество сотрудников с ними, другие — без.
Поскольку Иркутский завод радиоприемников был предприятием военным, режимным, то и на работу сюда принимали только после многочисленных проверок, ведь восемнадцать из двадцати цехов были заняты выпуском изделий под грифом «секретно».
Каждый работник давал подписку о неразглашении, потому что производство продукции составляло государственную тайну. К подбору кадров относились очень серьезно. Заводской инженерно-технический персонал должен был иметь высокую квалификацию. Не брали тех, кто много пил и считался «неблагонадежным». Дисциплина в коллективе была железной.
Взамен рабочие Иркутского радиозавода получали многое: хорошую заработную плату, возможность получить квартиру от предприятия в строившихся специально для них домах.
Кроме того, на производственной территории были сеть столовых, буфеты и ларьки, большая поликлиника, типография, оранжерея, библиотека, музей, учебный комбинат, спортивный клуб, пожарная служба и свой автопарк.
О масштабах производства говорит также и наличие заводского детского лагеря, зимней и летней баз отдыха. Действовала на заводе и своя радиоточка, раз в неделю выходила заводская газета, а в каждом цехе рабочие рисовали еженедельную стенгазету.
Развал завода
Наступил 1991 год, в стране стартовала перестройка. Оборонных заказов практически не стало, все поздние попытки выпускать пожарные машины, оснащая серийные грузовики спецоборудованием, потерпели крах.
В непростые времена радиозавод начал осваивать гражданское направление производства — выпускали все: от сварочных генераторов до магнитол и электромясорубок.
В 2002 году для восстановления платежеспособности на заводе было введено внешнее управление. Предприятие пришло в упадок, коллектив стал распадаться. После развала радиозавода тысячи людей остались без работы.
В начале 2004 года Иркутский областной арбитражный суд признал предприятие банкротом и принял решение о назначении конкурсного производства. Кредиторская задолженность предприятия составила 173 млн рублей.
В апреле того же года рассматривался вопрос об открытии на базе ПО «Восток» ремонтно-восстановительного центра оборудования и техники войск связи Сибирского военного округа. Кроме того, завод намеревался активно развивать производственные связи с промышленными предприятиями региона, возобновить сотрудничество с авиазаводом, освоить выпуск нестандартного оборудования для предприятий алюминиевой промышленности, восстановить серийное производство метизной продукции (товаров из металла). К сожалению, и этим планам не суждено было сбыться.
В 2007 году на территории завода расположился радиорынок. Позднее рабочие обанкротившегося предприятия активно расчищали территорию от мусора — для строительства торговой площади. Из цехов радиозавода сделали торгово-развлекательный комплекс.
Так кануло в лету еще одно некогда градообразующее предприятие Иркутска…
Историю Иркутской чаеразвесочной фабрики читайте здесь.
Виктория Ворошилова, WEACOM.RU
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт