В годы расцвета Хайтинского фарфорового завода его продукция пользовалась спросом далеко за пределами Усольского района. Когда-то районный бюджет на 47% пополнялся лишь за счет одного Хайтинского завода, а прибыль от продаж продукции ежегодно составляла около 27 млн рублей.
Сейчас в Иркутском художественном музее им. В. П. Сукачева хранится около пяти тысяч произведений декоративно-прикладного искусства, созданных на Хайтинском фарфоровом заводе в XIX—XX веках.
Зарождение ремесла
Завод был основан в 1869 году купцами Даниилом и Филиппом Переваловыми на базе залежей белой глины (при впадении реки Хайтинки в реку Белую).
Переваловы приглашали к себе специалистов с Императорского фарфорового завода, мастеров из Китая и Японии для обмена опытом по созданию фарфора.
Спустя 10 лет со дня открытия завода братья начали поставлять свою продукцию в Иркутск, Красноярск, Томск, Читу, Благовещенск и в другие города. За высокое качество изделий Хайтинская фабрика удостаивалась медалей на выставках, также широко прославился и хайтинский огнеупорный кирпич.
Позднее фабрика перешла по наследству в руки сына Даниила Перевалова Ивана. В начале 20-го века на ее территории находилось 59 зданий производственного и бытового назначения. Также при фабрике был создан музей фарфора, в котором к 1917 году насчитывалось около 11 тысяч экспонатов. Часть из них впоследствии была передана в Иркутский областной художественный музей.
Белоснежный горностай
Фабрика выпускала чайные и столовые сервизы, предметы для сервировки стола, чернильные приборы, подсвечники, папиросницы, спичечницы, курительные трубки, туалетные наборы, декоративные блюда, вазы, мелкую скульптуру и даже детские игрушки. Благодаря сравнительно недорогой стоимости продукцию фабрики могли позволить купить себе многие люди.
Также Хайтинский завод изготовил несколько фарфоровых иконостасов для церкви Святого Николая Чудотворца, построенной при фабрике, а также для домовой церкви Сиропитательного дома Е.М. Медведниковой в Иркутске.
Иркутский художественный музей располагает фрагментами одного из таких иконостасов. В декоре использованы мотивы, характерные для древнерусского искусства XVII века. Из фарфора выполнены колонки, различные декоративные элементы, все это расписано кобальтом и золотом.
Хайтинский фарфор всегда отличался чистотой и белизной массы, тонкостью и прочностью черепка. Это получалось благодаря беложгущейся глине из Голубичного карьера Узкого Луга (близ Хайты) и чистейшему байкальскому кварцу. Не случайно в качестве эмблемы фабрики был выбран горностай — он отражал исключительную белизну хайтинского фарфора.
Благодаря прекрасным качествам сырья готовые изделия получались необыкновенно белыми и чистыми. Так фабрика быстро прославилась на всю страну.
Новые времена
После смерти Ивана Перевалова фабрика перешла в собственность торгового дома «Метелев и Щелкунов». К 1917 году она пришла в упадок и стояла на грани закрытия.
После реконструкции производство переименовали в Первую государственную Хайтинскую фарфоровую фабрику «Сибфарфор», завод заметно расширился до 15 га.
Фабрика выпускала изоляторы и так называемые крестьянские стаканы. В 1920–30-е годы было налажено производство «агитационного» фарфора с государственной символикой, портретами полярников-папанинцев, изображениями колхозных ярмарок.
После войны мощность завода продолжала расти. В августе 1969 года в связи со 100-летием со дня основания, а также за успехи в развитии производства фабрику наградили орденом «Знак Почета». К тому моменту завод выпускал более 30 млн изделий в год и на нем трудились порядка 2700 человек.
Первые проблемы
С 1992 года из-за тяжелого экономического положения предприятие фактически не работало. По примерным подсчетам работу тогда потеряли около 4000 человек, так или иначе связанных с деятельностью фабрики. Меры, которыми пытались поддержать производство, не помогали, людям не выплачивали зарплату или платили фарфоровыми сервизами.
«Я приехала в Мишелевку в 15 лет, сразу устроилась работать на завод. Здесь была хорошая и комфортная атмосфера для работы и творчества. Никто и подумать не мог, что завод возьмет и закроется, что наступят трудные времена», — говорит живописец по фарфору Оксана Егорова.
В 1998 году производство встало, после оно дважды возобновлялось, но в конце 2003 года завод «приказал долго жить». Он был продан частному предпринимателю из Ангарска Владимиру Шульцу. Очередная попытка восстановить работу потерпела крах. На этот раз из-за серьезного повышения стоимости мазута.
Борьба за жизнь
В 2007 году завод приобрел житель поселка Мишелевка Андрей Баранов. До 2017-го предприятие было законсервировано, выполнялись лишь работы по добыче глины и ее продаже.
В 2016 году предприниматель из Братска Валерий Нестер предложил открыть на территории хайтинского завода сначала цех сувенирной продукции, а затем запустить линию по производству изразцовой плитки с перспективой в будущем построить небольшой завод по изготовлению белого облицовочного кирпича.
1 февраля 2017 года Хайтинский фарфоровый завод возобновил свою деятельность. Ассортимент сувенирной продукции, выпускаемой ООО «Хайтинский фарфор» в то время включал в себя 32 наименования — матрешки, статуэтки, ликерницы, а также настенное панно, медали, шкатулки и вазы. На заводе также велись работы по добыче глины, которую поставляли на заводы в Москву, Башкирию и Белоруссию.
К сожалению, и в этот раз завод не смог проработать долго. Собственник промышленных помещений требовал слишком высокую арендную плату, кроме того, условия работы на производстве были очень тяжелыми.
В конце 2018 года руководство предприятия выкупило помещение бывшего Дома быта, но мишелевцы отказались ввязываться в новое ненадежное начинание, ведь за прошлые подряды на работе многим из них так и не заплатили.
Не опускают руки
Сейчас здание Хайтинского фарфорового завода заброшено. Однако мастера, когда-то трудившиеся на предприятии, не опускают руки и надеются восстановить былую славу Хайтинского фарфора. Так, в местной школе работает кружок ваяния под руководством живописца по фарфору Оксаны Егоровой.
«Основное направление кружка — это приобщение детей к нашим культурным традициям. Мы учим изготовлению керамики, фарфора. Ребенок, если он пришел в возрасте 10-12 лет, может освоить всю технологическую цепочку: от начала изготовления модели из пластилина или глины до росписи. Дети у нас умеют расписывать, готовить формы для изделий, а некоторые уже могут создавать и цельные изделия», — рассказывает куратор.
По совместительству Оксана Егорова является владельцем мастерской керамики «Хайтинка» и уже два года занимается производством керамических изделий на дому. Заказы на изготовление продукции растут, в ближайшее время Оксана Васильевна планирует открыть мастерскую «Хайтинка» в предоставленном администрацией Усольского района помещении. На новой площадке будут изготовлять около 100 видов продукции, в том числе посуду, шкатулки, вазы, сувениры и многое другое. Позднее предприниматель надеется запустить производство изразцовой плитки и набрать штат сотрудников.
Единственное, что пока тормозит развитие мастерской, это отсутствие финансирования. Все документы готовы, в скором времени в новом помещении подадут отопление и электричество. Останется сделать ремонт и можно запускать полноценное производство, опытные мастера, к счастью, в Мишелёвке есть. Возможно, именно теперь, пройдя сложный путь взлетов и падений, мастера смогут самостоятельно возродить традиции и производство хайтинского фарфора.
Виктория Ворошилова, WEACOM.RU
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт