В настоящее время в Иркутске наиболее представлены общины пятидесятников, баптистов, иеговистов, адвентистов, кришнаитов и мормонов. Их называют новыми религиозными организациями, так как они приобрели массовость в России сравнительно недавно — в 90-е годы прошлого века («железный занавес» после распада СССР для них был поднят).
«Сегодня религиозные организации, которые „расцвели“ на территории нашей области после перестройки в стране, ограничены в миссионерской деятельности. Мы их не видим на улице с проповедями, они практически перестали ходить по квартирам горожан. Новых членов религиозные общины сейчас набирают через многочисленные благотворительные фонды, которые занимаются борьбой с наркотической и алкогольной зависимостью», — рассказал Алексей Мишин.
В Иркутске и области, как и по всей стране, произошло сокращение подвижников новых религиозных движений. Причина этому — люди почувствовали политическую и экономическую стабильность, стали более уверенно смотреть в будущее.
Пятидесятники
Наиболее массово в Иркутске и области представлена община пятидесятников (евангельские христиане, последователи пятидесятничества, одного из направлений протестантизма). Сегодня их насчитывается в регионе около 10 тысяч.
«У пятидесятников в Приангарье два направления. Одни живут на территории России еще с начала прошлого века. Другие — пришли уже после распада СССР с Запада (некоторые называют их неопятидесятниками — харизматами). Акцент у последних раньше был на чудесах общения на разных языках, исцеления. По мнению пятидесятников с Запада, если человек поверил Христу, то он должен быть здоровым, успешным и богатым. Если этого не происходит, значит, верующий делает что-то не так. Богослужения западных пятидесятников раньше напоминали сеансы Кашпировского», — рассказал Алексей Мишин.
Сегодня все пятидесятники снизили давление в своих общинах, они изменились. Теперь богослужения не проходят «в кутеже и угаре». Они стали дружить с православными, налаживать контакты с другими конфессиями. Своих новых последователей они набирают через центры по борьбе с наркоманией и алкоголизмом.
«На территории Иркутской области существует около 100 общин пятидесятников — есть большие церкви по 100-300 человек, а есть по 20 человек. Жалобы на общины не поступают», — отметил Алексей Мишин.
Баптисты и свидетели Иеговы
На втором месте после пятидесятников по количеству последователей — баптисты. В Приангарье насчитывается 20-30 организаций.
На третьем месте — запрещенная в России организация свидетели Иеговы (до 1931 года назывались «Исследователями Библии»). Существовали в России еще до революции. В Иркутской области сейчас действует около 55 собраний (залы царств), официально было зарегистрировано 22 религиозных организаций, которые были закрыты решением Минюста 20 апреля 2017 года.
Сегодня иеговисты продолжают собираться как обычные граждане (это разрешено Конституцией РФ), изучающие Библию, но не проповедуют.
«Иеговистов постоянно подвергали репрессиям — и нацисты, и советское правительство. В 1951 году их массово переселили с территории Западной Украины и Белоруссии, Бессарабии в Казахстан и Сибирь (операция „Север“). После этого иеговисты оказались на территории Приангарья в очень большом количестве. В Иркутской области есть целые села, где в основном проживают иеговисты. Всего на территории региона проживают порядка 5-6 тысяч сторонников этой веры», — отметил Алексей Мишин.
Основное отличие свидетелей Иеговы от других религиозных движений — им запрещено брать в руки оружие и принимать воинскую присягу. Раньше с этим были проблемы, связанные с призывом в Вооруженные силы, сегодня иеговисты идут служить на альтернативную гражданскую службу. Также иеговистам запрещено переливать чужую кровь. Они справляются и с этим — имеют запас искусственной крови. В экстренных случаях врачи на основе диагнозов делают иеговистам и их детям переливание крови.
«На протяжении нескольких лет часть литературы иеговистов вносили в список экстремистских изданий на территории России. Представители религиозного движения добросовестно шли навстречу властям, и эту литературу изымали. Иеговисты и сейчас проводят собрания, но как частные граждане», — рассказал главный советник отдела этноконфессиональных отношений управления губернатора Приангарья.
Адвентисты
Порядка 20-ти собраний адвентистов седьмого дня существует в Иркутской области. В регионе насчитывается около 900 человек последователей этого религиозного движения.
«Основное отличие адвентистов от других религий в том, что они почитают субботу, а не воскресенье. В субботу им запрещено заниматься любой деятельностью, совершать покупки. Для адвентистов суббота — это седьмой день недели. Адвентисты базируются на буквальном прочтении священного писания. Они не верят в посмертное существование души, считают, что нет ни ада, ни рая. Человек, умирая, впадает в бесчувственное состояние, а потом когда Христос вернется на Землю второй раз — их души снова воскреснут», — говорит Алексей Мишин.
У адвентистов действует два храма в Иркутске — на улице Лызина и во Втором Иркутске (на улице Ленинградской).
Адвентисты полностью отказываются не только от употребления наркотиков, алкоголя и никотина, а также кофеина. Им запрещено пить чай и кофе. Активно проповедуют вегетарианство (действует запрет на употребление свинины), ведут здоровый образ жизни. Ведут профилактику различных социальных пороков. В прошлом году адвентисты выиграли президентский грант, направленный на пропаганду здорового образа жизни.
Адвентисты существуют на территории России с 19-го века. Сейчас они активно занимаются благотворительностью.
Мормоны
Еще одно протестантское движение в Приангарье — мормоны (термин происходит от Книги Мормона — Священного Писания, которое используется мормонами вместе с Библией). На территории Иркутской области живут порядка 60-ти представителей этого религиозного движения (в основном в Иркутске, Ангарске). Появились на территории Иркутской области в 2000-х годах.
Интересно то, что отель «Марриотт» в Иркутске принадлежит мормонской сети. В каждом номере отеля есть Книга Мормона. Все крупные мероприятия мормонов проводятся на территории «Марриотта».
Президент мормонов увлекается футболом. Своего сайта у религиозной организации нет, зато существует сайт под названием «Футбол на Байкале», который также принадлежит мормонам.
«Мормоны активно участвуют в массовых мероприятиях на территории Иркутска. Выходили на субботники, участвовали в акциях, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне — пели песни военных лет вместе с молодым голливудским актером, который специально приехал для этого в Иркутск из США», — рассказал Алексей Мишин.
Ни одной жалобы на мормонов за все годы их существования в Иркутской области не было.
Особенностью у всех протестантских движений является сбор с каждого последователя «десятины» (10% от дохода). Некоторые организации даже требуют с миссионеров предъявления чека о доходах (например, зарплат), другие платят организации «десятину» добровольно, как подсказывает совесть.
Кришнаиты
Еще одно религиозное движение, которое есть в Иркутске и области — кришнаиты (религиозная традиция внутри индуизма, представляющая собой направление или ветвь вайшнавизма). Их можно видеть на улицах города во время массовых мероприятий — они из года в год активно принимают участие в Дне города Иркутска. Люди в индийских платьях поют песни и танцуют (часто их можно видеть на улице Карла Маркса), раздают книги окружающим на улицах, а потом просят внести пожертвование в организацию.
«Кришнаиты появились в СССР в 70-х годах прошлого века. До 90-х годов развивались подпольно. В Иркутске кришнаиты начали активно развиваться и установили связи с единоверцами с конца 80-х годов. Возникли группы в Братске и Ангарске, в Усть-Илимске. Их несколько сотен человек, в Иркутске - 300-400 человек. Раньше кришнаиты арендовали под свои богослужения помещение детского сада авиазавода. Собирали пожертвования и недавно выстроили свой храм. Он находится в поселке Сергиев Посад, за микрорайном Первомайским», — говорит Алексей Мишин.
Сегодня проповедников новой веры можно разделить на две части — одни честно заявляют о том, что занимаются религиозной деятельностью и состоят в официальных религиозных движениях, официально зарегистрированных в Минюсте. Другие уверяют, что занимаются общественной деятельностью и к религии не имеют никакого отношения (зарегистрированы как общественные организации). У первых адептов есть определенные права, при этом закон налагает на них некоторые ограничения. Другие фактически ничем не ограничены.
Опасные секты
«Нет ничего такого в религии, что может поработить человека. Однако в некоторых случаях нужно быть предельно внимательным, прежде чем вступить в религиозную организацию. От этого зависит ваше физическое и психическое здоровье», — отмечает Алексей Мишин.
Так, недавно в Москве группа сатанистов уведомила Минюст о своем существовании. В Иркутской области таких прецедентов не было. Ранее в регионе существовала группа общины Виссариона. Они вызывали большие опасения — там была жесткая диета, различные жесткие ограничения, постоянные намеки на то, что возможен какой-то трагический исход.
В 20-м веке именно последователи Виссариона «прославились» в мире массовыми самоубийствами последователей. Сейчас организация и руководитель сумели стабилизировать ситуацию, организация пошла на отказ от ряда своих принципов. С организацией работали научные деятели и представители власти.
В 90-е годы в Иркутске появился научно-исследовательский фонд «Роза Крин», которого следовало опасаться. Фонд действовал в школах и детсадах, адептов вербовали в основном среди воспитателей и учителей средних школ.
«Они вели недопустимую деятельность. Были серьезные случаи, чуть до смерти человека не довели. Сегодня в нашем регионе их не слышно и не видно. Несколько лет назад появилась и довольно массовая организация, включающая сотни человек, — СССР (Союз сотворцов Святой Руси) под руководством доктора Маслова (физик по образованию). Доктор наук в старости вдруг стал контактером — начал принимать и публиковать послания высшего разума», — рассказал главный советник отдела этноконфессиональных отношений управления губернатора Приангарья.
Несколько лет назад последователи этой псевдорелигиозной организации просили у губернатора Приангарья выделить самолет для того, чтобы они полетели в Петербург на служение. Эти люди пытались прийти к власти в России и изменить существующий строй, открыто об этом заявляли.
Союз сотворцов Святой Руси продолжает существовать на территории Иркутской области. Он зарегистрирован как общественная организация. Участвует в массовых мероприятиях, например, в праздновании Дня города Иркутска. Часть литературы этой организации признана экстремистской и запрещена на территории России. «Сотворцы» не признают других религий.
Продолжают существовать и многочисленные фонды, организующие тренинги и семинары по личностному росту (саентологи). Многие из них за общественной деятельностью скрывают религиозные организации.
«Такие сообщества вызывают у нас опасения. Чем там действительно занимаются люди, кому или чему поклоняются, мы не знаем. Министерство юстиций проверяет лишь их уставную деятельность, налоговая инспекция — доходы. Остальное никто не контролирует», — говорит Алексей Мишин.
По словам специалиста, прежде, чем вступить в какую-либо религиозную организацию или группу, нужно проверить ее уставные документы, посмотреть в интернете отзывы, вероучение. Религиозная организация должна быть официально зарегистрирована в Минюсте. Также необходимо заранее приготовиться к тому, что в новой общине придется отдавать приличные деньги. В новых религиозных организациях извлечение прибыли — одно из направлений деятельности.
Тимур Балашов, WEACOM.RU
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт