Кладбища в центре города
Долгое время в Иркутске, как и во всей России, усопших хоронили на территории рядом с церквями. Из-за того, что храмов было очень много, город разрастался на костях своих основателей и первопоселенцев.
Древнейший из погостов Иркутска находился рядом со Спасо-Преображенской церковью в переулке Волконского. Он появился в конце XVII — начале XVIII веков и до сегодняшних дней не сохранился.
В первой половине XVIII века в Иркутске было создано еще и Немецкое (лютеранское) кладбище. Оно расположилось именно там, где сейчас начинается современный 130-й квартал и стоит символ Иркутска — металлический бабр. В 1930-х годах здесь был разбит сквер, а до этого долгое время находилась свалка. В настоящее время на этой территории, где был похоронен первый губернатор Иркутской губернии немец Карл Львович Фрауендорф и статский советник, вице-губернатор Иркутской провинции Алексей Жолобов, проложена дорога.
Глазковский некрополь (там теперь разбит Парк парижской коммуны с рощами и спортивными площадками) считается одним из крупнейших и древнейших некрополей мира (возраст его захоронений 6-7 тысяч лет, они почти вдвое старше египетских пирамид!). Сейчас на его территории запрещено любое строительство и проведение раскопок и спасательных работ.
К слову, именно в этом некрополе в 80-90-е годы было найдено сенсационное археологическое захоронение, весть о котором обошла все мировые научные журналы. Тут обнаружили останки волка, зажимавшего между лап человечески череп, который оказался древнее останков хищника на 400-500 лет.
Захоронения людей и многочисленные артефакты впервые были обнаружены в Иркутске на улице Челнокова еще во время строительства школы-приюта для мальчиков (здание со временем было переоборудовано под поликлинику № 5), которую на свои средства возводил В. П. Сукачев. Для строительства потребовалось вырыть котлован — вот тут и были найдены останки. Позже при возведении Николо-Иннокентьевской церкви обнаружились еще захоронения: люди были погребены согласно древним ритуалам парами, в полусидящем положении или головой по направлению течения Ангары.
В октябре 1772 года, когда был издан императорский указ Екатерины II о запрете погребать людей вблизи святых обителей, за городом Иркутска было отведено отдельное место для захоронений на Иерусалимской горе за Крестовоздвиженской церковью.
Первым таким нецерковным (общим) кладбищем стало Иерусалимское.
Там нашли свое последнее пристанище 100-120 тысяч человек. В советские 1925-е годы на его месте хотели построить ботанический сад, а в 1957 году оно было варварски уничтожено и переоборудовано в парк ЦПКиО: с него вывезли большинство надгробных плит и срыли могилы. Зато местные жители с удовольствием прыгали с парашютной вышки, катались на колесе обозрения, водили детей в парк аттракционов, а также в зоопарк.
Еще одно древнейшее кладбище города — Лисихинское (Амурское), имеющее конфессиональные участки: с еврейскими и татарскими захоронениями.
Как рассказала WEACOM.RU Ирина Бондарь, младший научный сотрудник Краеведческого музея, оно также было основано примерно в 1772 году и стало крупнейшим действующим городским кладбищем в первой половине XX века.
Рядом с ним несколько десятилетий назад построили парк. Однако многие местные жители до сих пор выгуливают питомцев или отдыхают целыми семьями именно на территории кладбища среди могил и деревьев.
Еще три кладбища есть за рекой Ушаковкой. На улице Освобождения Знаменское кладбище (предположительно, конца XVIII века) некогда доходило до современной улицы Горького, а сейчас среди жилой застройки сохранился только памятник историку Щапову.
К востоку от него находится Тюремное (Острожное), где, как понятно из названия, хоронили заключенных. Оно оканчивается на улице Госпитальной. С начала 1940 годов на его месте появились деревянные постройки.
Недалеко оттуда — Ремесленно-Слободское, рядом с Казанской церковью. Там сейчас стоят жилые дома и школа № 8.
Небольшое Татарское (мусульманское) кладбище XIX века (по другим данным историков — начала XX века) находится напротив Лисихинского, прямо за школой № 39. В 50-х годах было закрыто по требованию санитарных служб.
В конце XIX века появилось Свердловское (Ново-Глазковское) кладбище рядом с остановкой «Ботанический сад ИГУ». Здесь находится в том числе могила писателя И. И. Молчанова-Сибирского, шахматиста В. А. Гайдука.
В 1901 году возникло Маратовское или Радищевское — на нем также стоят памятники знаменитым иркутянам: писателю А. В. Вампилову, актрисе Галине Крамовой и другим. Там также хоронили солдат, умерших в военном госпитале во время Великой отечественной войны. В конце этого кладбища находится захоронение японских военнопленных, которые погибли после Второй мировой войны.
В 1930-е годы возле Михайло-Архангельской церкви было основано Ново-Ленинское кладбище (бывшее скитское). Между улицами Шпачека и Авиастроителей (также в Ленинском районе) на месте старого кладбища теперь располагается жилая застройка.
Есть в нашем городе и молодые кладбища — например, Мемориальное в Пивоварихе (открылось в 1989 году), где погребали репрессированных и незаконно расстрелянных. Там имеются братские захоронения во рвах. Оно расположено на территории аэропорта. В этом же году было создано загородное Александровское, так как Маратовское уже не могло вместить всех усопших, а Лисихинское было закрыто. В конце 1980 годов появились Смоленское и Марковское кладбища.
Костяные «клады» Иркутска
Первые поселенцы, построившие Иркутский острог, жили на берегах Ангары, Иркута, Ушаковки и Каи, поэтому неудивительно, что большая часть захоронений находится по всему городу, в том числе в центре, прямо под нашими ногами.
По данным «Иркипедии», останки первых иркутян были обнаружены во время раскопок и реставрации Спасской церкви. Они сейчас перезахоронены под криптой Ново-Спасской церкви.
В 1880-х, когда на улице Московской (современная Декабрьских Событий) копали фундамент возле Владимирской церкви (с 1998 года там разместилась женская православная гимназия), также были найдены фрагменты тел.
В 1909 году во время сооружения Тихвинской улицы (современная Сухэ-Батора) рабочие обнаружили множество скелетов. Скорее всего, это были захоронения при старой Тихвинской церкви. В ее ограде погребен и иркутский губернатор М. М. Арсеньев.
Страшные находки появились и когда прокладывались подземные коммуникации у ограды Крестовоздвиженской церкви возле улицы Седова.
В свое время на месте, где сейчас расположились Октябрьский районный суд и театр кукол «Аистенок», иркутяне, проводившие строительные и земляные работы, вывезли целые «горы» костей.
Когда в 1894 году на правом берегу Иркутска начала строиться железная дорога и вокзал, для прокладки путей было решено срезать часть Кайской горы и грунтом создать засыпную дамбу. Этот самый грунт вместе с древними захоронениями (по данным иркутского краеведа Овчинникова, их было около 300) вывозили и уничтожали.
«Это могли быть даже не совсем кладбища, а скорее археологические захоронения каменного и железного веков», — поясняет Ирина Бондарь.
Мало кто знает, но облицовка для колонн здания Центрального агентства воздушных сообщений на улице Горького сделана в послевоенные годы из могильных плит столетней давности, которые даже не были как следует обтесаны, поэтому выгравированные на них надписи с именем и датой смерти очень скоро заметили иркутяне.
«Сейчас плиту уже закрыли современным материалом, и надписи уже не видно», — поясняет сотрудница Краеведческого музея.
Всплывшие скелеты на Братском водохранилище
Жители не только Иркутска, но и Приангарья в целом ежедневно ходят (в прямом смысле!) по бывшим кладбищам, скрытым под полотном дорог или под фундаментами домов. Каждый год вопрос перенесения захоронений в нашей области остается в подвешенном состоянии — то есть он не решается совсем.
Между тем сложившаяся проблема постоянно напоминает о себе жителям региона.
Так, недавно всех шокировали опубликованные в Сети кадры любительского видео, на котором запечатлены человеческие черепа и кости, появившиеся на берегу Братского водохранилища на площади в гектар после того, как в водоеме снизился уровень воды.
Страшные находки рыбаки Осинского района обнаружили в конце июня недалеко от села Усть-Алтан. Выяснилось, что «всплыло» старое кладбище.
Сами захоронения в Осинском районе появились, предположительно, несколько столетий назад.
Они исчезли под пребывающей в гигантском Братском водохранилище водой вместе с 130 тысячами гектаров полей и пастбищ, участком железной дороги с мостом под Ангару, 40 миллионами кубометров леса, как минимум 70 хозяйственно освоенными островами и древним Братским острогом (часть его памятников деревянного зодчества XVII—XIX веков была перевезена в иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы»), богатыми охотохозяйствами, 238 селами и деревням.
А в июне этого года, когда вода отступила, на размытом водой берегу появились гробы и человеческие кости. В данный момент эта территория огорожена. Местные жители и власти Осинского района решили уже грядущей зимой засыпать останки грунтом, чтобы «не тревожить мертвых». Сейчас по сырой почве большая техника просто не пройдёт.
Корреспонденту WEACOM.RU не смогли прокомментировать ситуацию с заброшенными кладбищами в администрации Иркутской области — на данный момент там «нет специалистов, занимающихся этим вопросом».
Понятно, что так просто эту проблему не решить: ведь в постоянно обновляющемся городе сохранить все старейшие захоронения очень трудно. К тому же, не все так просто в финансовом смысле — для того, чтобы вывезти останки и перезахоронить их, нужны немалые деньги и выделенное под эти цели место. Скорее всего, пока власти не намерены вкладывать силы и средства в «кладбищенские дела».
Моральная сторона вопроса тоже мало кого интересует. Проще закрыть на него глаза и продуктивно использовать территории под парки, школы, дороги и жилые новостройки…
По всей видимости, судьба старых кладбищ в нашем регионе еще долгое время останется нерешенной.
И как тут не вспомнить слова Валентина Распутина?
«Как это можно из кладбища черт те что делать?! Стадионы и танцплощадки. Вот собираются в Лисихе разбить новый парк. Неужели нельзя найти другое место? Почему нужно непременно на костях своих родителей отплясывать?! Это ведь тоже влияет на систему нравственных отношений человека… Святое чувство к ушедшему должно присутствовать… От беспамятства много дурного и в отношениях наших», — писал классик.
Наталия Смолянинова, WEACOM.RU
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт