С начала года без работы остались уже 127 тысяч человек — все они попали под сокращения. Официальные прогнозы говорят о том, что по итогам 2015-го 6 процентов экономически активного населения окажется за бортом рынка труда. Число зарегистрированных в службе занятости граждан может вырасти до 1,3 миллиона. Всем им придется какое-то время жить на пособие размером менее пяти тысяч рублей.
Жесткая посадка
Еще в январе в ходе Всемирного экономического форума в Давосе первый вице-премьер Игорь Шувалов предупредил россиян о грядущих трудностях. «Для многих нынешняя ситуация не видится как шок, но это неправильное понимание ситуации… Нужно готовиться к тому, что люди будут выходить на рынок как безработные, и их нужно адаптировать к новым условиям», — отметил он тогда. И добавил, что экономическая ситуация в стране может стать еще хуже. В конце концов, Шувалов порекомендовал и населению, и бизнесу приготовиться к «жесткой посадке».
Ситуация действительно ухудшается. По даннымминистерства труда и соцзащиты, число безработных в стране достигло 985,5 тысячи человек. С начала года было уволено 127 тысяч россиян. Весь прошлый год кривая безработицы плавно опускалась и в октябре достигла показателя в 783,6 тысячи человек. Затем стремительно пошла вверх.
Помимо почти миллиона безработных россиян, 4,4 миллиона не имеют определенных занятий и ищут применение своим талантам. Международная организация труда также относит их к безработным. Таким образом, 5,8 процента от экономически активного населения (от 75,8 миллиона человек) лишены трудовых доходов. В Минэкономразвития полагают, что по итогам 2015 года безработица достигнет 6 процентов. Всего будет сокращено 434 тысячи сотрудников.
Все они присоединятся к тем, кто вынужден жить на пособие по безработице. Его размер в этом году составляет от 800 до 4900 рублей в месяц. А прожиточный минимум — 8234 рубля. По примерным подсчетам, число зарегистрированных в службе занятости вырастет до 1,3 миллиона человек. Это случится, если на рынке труда быстро не возникнет большое число подходящих рабочих мест.
Опросы общественного мнения свидетельствуют об обеспокоенности населения. Согласно данным ВЦИОМа, 38 процентов россиян ждут сокращений на работе. При этом 24 процента респондентов сообщили, что их близкие уже были уволены. Более трети населения (37 процентов) приготовились к задержкам зарплат, а 35 процентов — к падению доходов. В то же время каждый пятый настроен оптимистично: 20 процентов опрошенных уверены, что найти новую работу будет легко. 39 процентов придерживаются противоположного мнения. Оправданы ли их страхи?
Решительные меры
Государство готово к борьбе с безработицей. Чтобы смягчить ее последствия, власти планируют выставить два барьера — денежный и бюрократический.
Во-первых, в антикризисном плане правительства 82,2 миллиарда рублей зарезервированы для снятия напряжения на рынке труда. 52,2 миллиарда из них пойдут на проведение общественных работ и переобучение населения, еще 30 миллиардов — на выплату пособий по безработице.
Во-вторых, депутат от ЛДПР Дмитрий Савельев внес в Госдуму законопроект с поправками в Трудовой кодекс, обязывающими письменно обосновывать отказ в приеме на работу в течение 7 дней, если этого потребует соискатель. Правительство уже приготовило положительный отзыв на эту инициативу: «Законопроект направлен на защиту прав граждан при заключении трудового договора, а также на совершенствование трудового законодательства». Такой «документальный» барьер призван облегчить россиянам поиск нового места и спасти их от необоснованных действий работодателей.
Но если выделение нескольких десятков миллиардов — понятная мера, то предложение депутата Савельева вызывает массу вопросов. Его законопроект избыточен и вряд ли спасет россиян от безработицы, считают эксперты.
Бюрократический бум
Основная проблема заключается в том, что в нынешней редакции Трудового кодекса уже есть такая норма. Но в ней не прописывается срок, в течение которого работодатель должен ответить соискателю. То есть каких-то коренных изменений законодательства не ожидается. Даже если законопроект примут, новые возможности вряд ли будут востребованы работниками. В противном случае компании ждет рост бюрократических издержек — отвечать сотням кандидатов накладно.
Юрист коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Олеся Салаева напоминает, что законы защищают потенциальных работников от необоснованных отказов. Дискриминация недопустима — ни по половому признаку, ни по расовому, социальному, возрастному или какому-либо еще. Например, нельзя отказать женщине в приеме на работу, только потому что она беременна или воспитывает маленьких детей.
С другой стороны, отделы кадров редко афишируют реальные причины отказа. Особенно если эти причины нарушают закон. Чаще всего говорят: «Вы нам не подходите» или «Мы вам перезвоним». На том все и заканчивается. Но законы позволяют потребовать письменное объяснение с работодателя. По словам Олеси Салаевой, граждане редко пользуются этим правом.
Каких-то реальных проблем на рынке труда законопроект не решит, зато способен создать дополнительные трудности работодателям. В любом случае соискателю вряд ли удастся получить место с его помощью. «Сейчас на одну вакансию приходят десятки, а порой и сотни резюме. Работодатели приглашают на собеседование многих, но предложение делают одному. Всем остальным чаще всего отказывают в устной форме. И этого достаточно», — отметила в беседе с «Лентой.ру» гендиректор рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Татьяна Долякова. Она считает, что принятие нового закона повлечет за собой массу рутинной работы с отправкой шаблонных писем.
Региональный директор кадрового агентства Kelly Services Роман Шикин тоже не видит смысла в законотворческой инициативе. «Представьте ситуацию, когда вы предлагаете себя девушке в качестве кандидата в супруги, а получив отказ, требуете письменного обоснования в течение 7 дней. Допустим, девушка любит брюнетов определенного роста и возраста и вы вроде подходите под эти критерии. И вам все равно отказали. Что делать? Поведем голубушку в суд? Забавно, конечно, но не вполне естественно», — прокомментировал он ситуацию.
На одну вакансию врача-онколога могут откликнуться сотни человек, продолжает эксперт. Вполне вероятно, что среди 100 кандидатов можно будет встретить кого угодно — ветеринаров, страховых агентов, — но не нужного человека. Отказав этой сотне соискателей, работодатель рискует потратить массу времени на рассылку письменных пояснений. «Даже если законодатели решат поберечь леса и не перегружать «Почту России», позволив отвечать в электронном виде, все равно компаниям придется создавать специальную канцелярию для составления отказов», — сетует Шикин.
Все идет по плану
Более-менее действенной мерой выглядит только выделение дополнительных денег. С их помощью, конечно, не удастся создать миллионы рабочих мест. Зато государство уже приготовило 30 миллиардов на выплату пособий. Хотя они ниже прожиточного минимума, далеко не все получат 4900 рублей — некоторые могут рассчитывать только на 850.
Безработица в 6 процентов, ожидаемая Минэкономразвития, выглядит вполне реалистичным прогнозом. При сохранении текущей социально-экономической ситуации (без тяжелых шоков и потрясений) в него вполне можно вписаться. Иными словами, серьезного кризиса на рынке труда ждать не стоит.
По оценке Татьяны Доляковой из Penny Lane Personnel, в 2015 году уровень безработицы изменится не сильно и достигнет 6-7 процентов. «Сейчас безработных чуть менее миллиона человек. До 2020 года работоспособное население страны каждый год будет сокращаться примерно на тот же миллион. Это связано с "демографическим провалом" 90-х. Поэтому и нет видимых причин для существенного роста сокращений, даже несмотря на кризисные явления в экономике», — пояснила она свою позицию. И предупредила, что в зоне риска находятся работники банков, туристического и рекламного сектора, а также строительства.
Роман Шикин, в свою очередь, считает, что безработица немного превысит 6 процентов. Он говорит, что в кризис 2008-2009 годов многие предприятия серьезно сократили кадровый состав, сумели адаптироваться к трудностям и использовать работников эффективно. С тех пор компании стараются не раздувать штат. Кроме того, сейчас на рынке труда падает предложение — количество новых работников снизилось из-за плохой рождаемости 20 лет назад.
Директор по региональным рейтингам и инфраструктурным проектам агентства RusRating Антон Табах также считает, что безработица сохранится на текущем уровне. По его мнению, под угрозой увольнения — сотрудники банков, труженики медиарынка, работники промышленного сектора (невоенного), а также госслужащие.
Старший аналитик инвестгруппы «Норд-Капитал» Максим Зайцев полагает, что официальная безработица достигнет 7 процентов, а реальная может быть на несколько процентных пунктов выше. «Сокращения стоит ждать в девелоперских компаниях, на рынке недвижимости, в банках, инвестиционных компаниях», — считает аналитик.
Массовых увольнений бояться не стоит. Но и радоваться нечему. Тяжело будет и тем, кто угодит под сокращения, и тем, у кого работа останется. В условиях кризиса компании неохотно поднимают зарплаты своим сотрудникам и стараются на всем экономить. Цены растут, вознаграждение за труд — нет. По последним данным Росстата, реальная зарплата россиян упала в феврале почти на 10 процентов с учетом того, что инфляция достигает 16,7 процента в годовом выражении.
Проще говоря, за те же объемы работы люди получают деньги, на которые можно купить все меньше и меньше товаров и услуг. В таких условиях приходится затянуть пояса, стараться работать лучше (чтобы не уволили) и надеяться на возрождение экономики. Недаром же 24 процента населения назвали Россию мировым экономическим лидером.
По материалам Марата Селезнева, Lenta.ru
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт