В России с каждым годом увеличивается количество граждан, ставших жертвами телефонных мошенников, и Иркутская область не исключение. Благодаря появлению разнообразных мобильных и банковских услуг, развитию электронных баз данных, аферистам удается «разрабатывать» новые схемы преступлений. С банковских счетов беспечных граждан нередко пропадают довольно крупные суммы денег, а бывает и так, что жертвы сами отдают деньги мошенникам.
В пресс-службе ГУ МВД России по Иркутской области WEACOM.RU рассказали о наиболее распространенных «приемах» телефонных аферистов.
Игорь Медведев, сотрудник пресс-службы, отметил, что в большинстве случаев жертвами становятся доверчивые люди предпенсионного и пенсионного возраста, которые в силу различных причин могут принять звонящего за близкого родственника, знакомого. Впрочем, среди жертв есть и довольно рассудительные, юридически подкованные люди.
1. Одна из самых старых (и наиболее «эффективных») схем работает таким образом: мошенник звонит на стационарный или мобильный телефон, представляется близким родственником и просит передать ему деньги, поскольку попал в беду.
Совсем недавно в Тайшетском районе произошел подобный случай. Женщине позвонил «сын», сообщил, что он попал в ДТП, и попросил передать через знакомого 100 тысяч рублей. Когда женщина ответила, что у нее такой суммы нет, парень попросил, «сколько есть».
«В итоге пенсионерка заняла у соседей 20 тысяч рублей, отдала их «курьеру». А позже, когда наконец дозвонилась до сына, выяснилось, что он на работе, и никакой аварии не было», - рассказывает Игорь Медведев.
В полиции советуют на подобные звонки реагировать спокойно, не волноваться, попытаться прояснить ситуацию, позвонив родственникам и знакомым. Также для уточнения информации можно позвонить в полицию (02), либо в Бюро регистрации несчастных случаев (тел. 21-34-64).
2. Часто мошенники представляются работниками банка и просят сообщить им персональные данные банковской карты. Иногда «клиентам» отправляются SMS-сообщения с просьбой перезвонить «сотруднику банка».
Игорь Медведев приводит в пример случай, произошедший с ним лично. Ему позвонил мужчина и сообщил о «заблокированной карте». Однако, когда Игорь спросил «банковского работника», какая именно карта заблокирована (поскольку у него их было несколько), звонящий растерялся и для уточнения информации предложил перечислить номера всех карт владельца. После того, как Игорь отказался сообщать эти данные, разговор резко прервался – предполагаемый мошенник положил трубку.
Преступники, пытаясь похитить деньги, порой наугад обзванивают своих потенциальных жертв, а иногда действуют «по наводке».
Полиция советует жителям Приангарья по возможности не вступать в телефонный диалог с неизвестными, не сообщать им никакой личной информации и ни в коем случае не перезванивать, не отвечать на SMS-сообщения. Лучше самому позвонить в банк и получить интересующую информацию.
3. Порой невнимательные пользователи становятся жертвами мошенников, которые «подделывают» интернет-страницы (очень похожие на официальные страницы какого-либо банка).
Этот способ мошенничества косвенно относится к телефонным. На «поддельном» сайте пользователя просят ввести личные данные, SMS-код и т.д. В результате хакеры получают доступ к персональным данным гражданина.
Конечно, никто не застрахован от «хакерских атак», однако нужно быть предельно внимательными, вводя пин-коды, пароли в Интернете. Если вас что-то насторожило во внешнем виде, дизайне «банковской страницы», лучше обратиться в банк и рассеять сомнения.
4. Наиболее часто мошенники похищают деньги с банковских карт с помощью популярной услуги «Мобильный банк». Жители Приангарья иногда забывают отключить эту услугу со старого номера при приобретении новой SIM-карты (либо не пользуется SIM-картой в течение определенного времени, после чего она блокируется, а данный номер впоследствии приобретает другой покупатель).
В связи с этим, обладатель нового номера, порой сам того не ожидая, получает доступ к чужой банковской карте и нередко пользуется возможностью похитить с нее деньги.
К примеру, в сентябре 2014 года на территории Усолья-Сибирского было зарегистрировано несколько подобных преступлений. К счастью, некоторые из них удалось раскрыть. «30-летний сварщик, уезжая на заработки, приобрёл новую SIM-карту, ранее принадлежавшую другому абоненту. А вскоре на его телефон пришло SMS-уведомление, что счёт банковской карты пополнен крупной суммой. Зная, что эти денежные средства ему не принадлежат, усольчанин, тем не менее, решил воспользоваться ими и снял с чужого счёта более 13 тысяч рублей. Теперь ему грозит до 2 лет лишения свободы», - рассказали в пресс-службе ГУ МВД России по Иркутской области.
Если не хотите стать жертвой аналогичных преступлений, внимательнее относитесь к мобильным банковским услугам. «Помните, что ваша SIM-карта привязана к банковской карте, не забывайте отключать услугу «мобильный банк», - отмечают в пресс-службе.
5. Еще одна распространенная схема мошенничества работает также с помощью Интернета. «Продавец» выкладывает на сайте несуществующую продукцию и продаёт её по низкой цене. Покупатель созванивается с аферистом, оплачивает необходимую сумму, и вскоре мошенник «исчезает».
Подобный инцидент произошел в октябре 2014 года в Иркутске. На специализированных автомобильных форумах молодой человек искал объявления о покупке запчастей, в основном к мотоциклам и квадроциклам. Мужчина созванивался с покупателями, предлагал им приобрести интересующие их детали по низкой цене. После полученной оплаты, «продавец» переставал отвечать на звонки. Пострадавшими оказались граждане из разных регионов России, покупатели переводили от 3 до 20 тысяч рублей и ждали доставки.
Также «продавцы» нередко звонят пожилым, наиболее восприимчивым, людям и предлагают приобрести различный товар, в основном - медицинские препараты. Желая поправить здоровье, многие пенсионеры отдают все имеющиеся деньги (порой сотни тысяч рублей).
«Будьте очень внимательны, оплачивая покупки в Интернете. Предварительно изучите отзывы о продавце, посетите официальный сайт фирмы, где указаны её полные реквизиты. Только убедившись в надежности поставщика, приобретайте товар», - советует Игорь Медведев.
К сожалению, вычислить мошенников крайне сложно и, соответственно, вернуть похищенные деньги тоже. Согласно УК РФ санкция статьи 159 «Мошенничество» предусматривает наказание до 2 лет лишения свободы, и, если оно совершено в составе группы и в особо крупном размере, срок наказания может увеличиться до 10 лет. Однако доказать причастность обвиняемого к преступлению бывает очень трудно – ведь большинство жертв добровольно переводят деньги на карту мошенника. «Здесь существует также множество технических сложностей - деньги могут уйти в любую точку мира. К тому же, карта может быть оформлена на подставное лицо, к примеру, на юридическую компанию, которая давно обанкротилась», - поясняет Игорь.
Помните, что мошенники пользуются вашей рассеянностью и забывчивостью, относитесь с большим вниманием к финансовым операциям, в том числе с банковскими картами, не раскрывайте ваших персональных данных неизвестным людям. Также будьте аккуратны с интернет-покупками, особенно во время предпраздничной суеты.
Если вы все же пострадали от действий мошенников, немедленно обращайтесь в полицию (02).
Дарья Шмидт, WEACOM.RU
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт