Почему статьи о креативе все вру

Почему статьи о креативе все вру
Книги о креативе и лекции TED тонут под грузом собственной банальности

Обозреватель New Yorker Джона Лерер в прошлом году стал виновником большого скандала — журналист попался на плагиате и фальсификациях. В своем бестселлере Imagine он приписал несколько вымышленных цитат Бобу Дилану. После этого началось большое расследование работ Лерера. Выяснилось, что в арсенале писателя — и перевирание фактов, и плагиат, и копирование пресс-релизов, и прочее. New Yorker уволил Лерера, с ним отказался сотрудничать Wired, издательство изъяло из магазинов тираж Imagine, а потом и предыдущей книги Лерера «How We Decide». Обе, как ни смешно, о нейронауке и креативности.

Впрочем, это мошенничество меркнет перед тем жульничеством, в которое превратилась вся индустрия, выстроенная вокруг творчества и креативности. Об этом пишет колумнист Harper’s Томас Фрэнк в своей исключительно злобной колонке «Лекторы TED врут вам». Фрэнк замечает, что литература о креативе — это «жанр непревзойденной банальности». Вот его аргументы.
Книга за книгой, автор за автором пережевывают одни и те же примеры, одних и тех же героев, от 3M до Google, от Пикассо до Эйнштейна. Как раз этой штампованностью, а не плагиатом или сомнительными умозаключениями, Фрэнка и достал злосчастный Джона Лерер вместе с десятками его коллег по перу.

Сами кейсы в книгах о творческих гениях и методах их успеха выписаны по одной и той же набившей оскомину драматургической схеме. «Это литература суеверий, в которой в конце концов все всегда получается, хорошие парни празднуют триумф, а правильные намерения непременно осуществляются в последний момент». Люди, которые учат нас «думать иначе», пишет Фрэнк, сами никогда этого не делают.
Настоящее творчество — это революция, это бунтарство. Но истории креатива, которые описывают авторы бестселлеров, от Лерера до Малколма Гладуэлла, встраиваются в существующий бизнес-уклад и двигают вперед вполне традиционные предприятия. Это наводит Фрэнка на мысль, что истинная цель всей этой литературы, — а также лекций на TED и прочего интеллектуального досуга, — лишь терапия для огромного класса профессиональных менеджеров, страдающих от комплекса неполноценности. Эти книги и лекции успокаивают массу руководителей и офисных клерков: вы тоже в глубине души гениальны, вы тоже двигаете общество вперед, и креатив — это именно ваша классовая черта, оправдывающая ваше существование.

Поэтому индустрии креатива, какой бы унылой она ни становилась в своей основе, предстоят еще многие годы процветания, пока ее не сменит какой-нибудь другой психотерапевтический инструмент. Вот и Джона Лерер, хоть и осужден многократно профессиональным сообществом, хоть и книги его сняты с полок, а все равно продолжает зарабатывать лекциями неплохие деньги. Только теперь он рассказывает не о героях креатива, а о собственных ошибках и уроках, вынесенных из них.

Впрочем, российский читатель раскусил эту помешанную на себе и страдающую банальностью отрасль гораздо раньше Скотта Фрэнка. Мне довелось руководить выпуском бизнес-литературы в двух российских издательствах, и я хорошо запомнил один из законов спроса, сформулированный старшим коллегой: в России книги о креативе не продаются. Прощай, Джона Лерер.

Источник: Источник

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт