«Мстители: Финал»: прощальная гастроль веселых человечков. Рецензия на мегахит, пожирающий сам себя
Сюжет
Через пяток годков после того как титанический злыдень Танос (Джош Бролин) за здорово живешь уничтожил полвселенной (см. прошлогодний худфильм «Мстители: Война бесконечности»), оставшиеся в живых Мстители (Роберт Дауни-младший, Скарлетт Йоханссон и те-де и те пе) прислушиваются к россказням Человека-муравья (Пол Радд) насчет того, что в квантовом мире возможны перемещения во времени — ну и, натурально, начинают перемещаться, дабы раньше Таноса добраться в прошлом до Камней Бесконечности, при помощи коих он и устроил свою глобальную гнусность.
Предыстория
Марвеловские фильмы и так-то год от года становятся скучнее, площе и однообразнее, а уж главное детище студии — сборная солянка «Мстители» — и вовсе с самого начала выглядело априорной собачьей ерундой.
Впрочем, относительно «Мстителей» 2012 года еще получалось делать некие позитивные выводы. Как-никак-то был самый первый фильм, сведший воедино главных героев марвеловской вселенной. При всех оговорках, «Мстители-1» воспринимались в качестве величественного подытоживания недолгого (к тому времени), но громкого проекта по перековке комиксовых образов в коллекцию дорогих кинематографических монументов.
Но именно тогда стало всерьез боязно за дальнейшее существование марвеловских существ на большом экране. Было изначально ясно, что поселились они там всерьез и надолго, однако на то, что их киножизнь останется полнокровной, едва ли рассчитывали даже преданные почитатели исходных бумажных комиксов. Уже вторая серия «Эра Альтрона» (2015) уверенно подтвердила давно назревавшие опасения — в рамках этой картины марвеловские герои стремительно скатились в область беспросветной киношной рутины.
Дефицит свежести
«Война бесконечности» (2018) получилась чуть позанятнее (во многом в силу неожиданной мрачности, которой трудно было ожидать от вечно дурашливого «Марвела»), но в нынешнем «Финале» все вернулось на свои места. Предсказуемый юморок, неминуемая патетика, ожидаемые сантименты. Разве что экшена несколько меньше, чем обычно. Конечно, есть тут и определенные инновации, но в пространстве трехчасового фильма они приобретают не такое уж существенное значение.
Скажем, в «Финале» присутствуют вставные эпизоды едва ли не из всех предыдущих картин «Кинематографической вселенной Marvel» (а таковых, на минуточку, уже 22). Мстители путешествуют во времени — и тихой сапой проникают в ту или иную памятную зрителям (подчас не всем, а только фанатам) сцену, где что-то смешно меняют, преследуя свои конкретные цели. Это наиболее интересная сюжетная линия «Финала», притом что по большому счету она представляет собой лишь продолжительный фан-сервис — саморекламу пополам с самолюбованием.
И невозможно не видеть того, что любое «сольное выступление» того или иного Мстителя (фильмы «Железный человек», «Невероятный Халк», «Тор», «Первый мститель», «Стражи Галактики», «Человек-муравей», «Доктор Стрэндж» и даже «Черная Пантера») явно обладает большей целостностью — а значит, и ценностью, — чем «Финальные Мстители». Разве что в 21-м марвеловском блокбастере — «Капитане Марвел» этого же года — затруднительно узреть особую ценность, ну так и в обозреваемом фильме № 22 героиня Бри Ларсон выглядит наиболее неуместно и чужеродно.
Поразительный паразитизм
Оторвав по кусочку от каждого из блокбастеров-предшественников, четвертые «Мстители» в то же время не обзавелись ничем своим. Перед нами не что иное, как продолжение паразитирования на самом факте того, что — гляди-ка, сколько супергероев сразу собралось! Неужели это до сих пор работает — и вызывает такую восторженную зрительскую реакцию? Судя по сборам за первый уикенд проката — да, работает, еще как!
Тетралогия «Мстители» в целом очень напрашивается на одно сравнение (которое кто-то сочтет оскорбительным, а кто-то — наоборот): ее легко сопоставить с франшизой «Неудержимые». Там ведь была ровно та же схема: первый фильм поражал просто тем, что появился на свет, а последующие воспринимались лишь как необязательные вариации на изначально заданную тему. Но престарелые герои боевиков — это все-таки вчерашний день, а персонажи комиксов — ультрамодное явление. Поэтому и с популярностью у двух почти идентичных сериалов дела обстоят очень по-разному: слава «Неудержимых» быстро затухла, успех «Мстителей» к четвертой части достиг пика.
Резюме
Даже если «Мстители: Финал» не займут вскоре первую строчку в перечне самых кассовых фильмов за всю историю, прибыль в любом случае будет о-го-го! Что автоматически означает: в том или ином виде шкодливые Мстителишки сызнова соберутся вместе в рамках одной картины. И наверняка произойдет это очень даже скоро.
Евгений Новицкий, WEACOM.RU
Мнение автора субъективно и может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт