10 лучших фильмов-2018: самое сильное, сочное и смотрибельное кино уходящего года
«Форма воды»
Режиссер Гильермо дель Торо. США, Канада
В начале 1960-х на секретный объект в Балтиморе привозят зеленого гуманоида-амфибию, выловленного суровым полковником Стриклендом (Майкл Шеннон) в Амазонке. Работающая здесь же немая уборщица Элиза (Салли Хокинс) непостижимым образом влюбляется в водоплавающего чуду-юду — и задумывает похитить его из лаборатории.
Лучший на сегодняшний день фильм выдающегося киносказочника Гильермо дель Торо и главная картина года по версии премии «Оскар» (в кои-то веки решение киноакадемиков выглядело абсолютно верным). Эта одновременно жестокая и трогательная сказка в стиле ретро американцами воспринимается как новая версия прославленного ужастика «Тварь из Черной Лагуны» (1954). На наших же широтах неизбежны ассоциации с «Человеком-амфибией» (1961). И конкуренцию с обеими этими лентами «Форма воды», как ни странно, выдерживает.
«Три билборда на границе Эббинга, Миссури»
Режиссер Мартин МакДонах. США, Великобритания
На границе городка Эббинг, что в штате Миссури, в один прекрасный день появляются три билборда: «Изнасилована умирающей», «И до сих пор ни одного ареста?», «Как же так, шериф Уиллоуби?». Билборды установила пожилая женщина Милдред Хейс (Фрэнсис МакДорманд), обозлившаяся на местную полицию вообще и шерифа Уиллоуби (Вуди Харрельсон) в частности.
Сценарист и постановщик Мартин МакДонах, известный как автор отменного фильма «Залечь на дно в Брюгге», на сей раз если еще и не выбился в великие режиссеры, то определенно доказал, что мало на кого в нынешнем мировом кино стоит уповать так, как на этого брутального ирландца. То, что картина снята хоть и в Штатах, но именно заморским интеллектуалом, чувствуется за версту — голливудские аборигены еще чуть не в прошлом веке разучились делать подобные ленты на должном уровне.
«Колесо чудес»
Режиссер Вуди Аллен. США
В 1950-е в нью-йоркском парке развлечений на Кони-Айленде начинающий драматург Микки (Джастин Тимберлейк) увлекается замужней Джинни (Кейт Уинслет). Их тайная любовь выглядит вполне счастливой, пока Микки не знакомится с очаровательной Джинниной падчерицей Каролиной (Джуно Темпл).
Великий Вуди Аллен уже второе десятилетие кряду чередует легкомысленные комедии с «жестокими романсами» почти в духе Островского. «Колесо чудес» относится к последней категории: это по обыкновению ироническое, но нисколько не веселое повествование, стилизованное под пьесы Юджина О«Нила и Теннесси Уильямса. Помимо привычных достоинств алленовского кино, хочется выделить филигранную работу 42-летней Уинслет: от ее не слишком располагающей к себе героини буквально нельзя оторвать взгляда.
«Убийство священного оленя»
Режиссер Йоргос Лантимос. Великобритания, Ирландия, США
Хирург Стивен (Колин Фаррелл), вынужденный расплачиваться за преступную профессиональную халатность, оказывается в чудовищной ситуации. Искупить вину он может, только если собственноручно убьет или свою жену (Николь Кидман), или дочь, или сына. В противном случае погибнут все.
Греческий киноабсурдист Йоргос Лантимос, прославившийся шокирующими фарсами «Клык» и «Лобстер», на сей раз превзошел сам себя: «Убийство священного оленя» собьет с ног (и, возможно, с толку) даже и видавшего виды зрителя. В какой-то момент кажется, что продолжать смотреть это кино физически невозможно — однако столь же немыслимо и прервать просмотр, не добравшись до развязки. Знатоки разглядят здесь аллюзии на жанр античной трагедии, но на самом деле картина проберет до костей и тех, кто в жизни не слышал о Софокле и Еврипиде.
«Все деньги мира»
Режиссер Ридли Скотт. США
В 1973 году в Риме неизвестные похищают внука нефтяника-миллиардера Пола Гетти (Кристофер Пламмер), за возврат которого требуют 17 миллионов. Гетти платить отказывается. Выход из ситуации напряженно ищут интеллигентная мать похищенного (Мишель Уилльямс) и очень ей симпатизирующий начальник службы безопасности Getty Oil (Марк Уолберг).
Очередная монументальная работа патриарха качественного голливудского мейнстрима Ридли Скотта. Из последних фильмов мастера «Все деньги мира» ближе всего к «Советнику», а из всех скоттовских постановок вообще — к прекрасному «Гангстеру» (2007), который тоже был основан на реальной истории. «Все деньги мира», возможно, не хватают с неба звезд, но три означенных звезды, присутствующих в кадре, выкладываются на все сто. Плюс лента с первого до последнего кадра демонстрирует Большой Голливудский Стиль — на такое сегодня способны лишь очень немногие олдскульные титаны. Вот не станет Скотта с парой-тройкой его ровесников — и черта с два мы еще увидим подобную киноновинку.
«Тебя никогда здесь не было»
Режиссер Линн Рэмзи. Великобритания, Франция, США
Некий нью-йоркский бородач со странностями Джо (Хоакин Феникс) выполняет опасные поручения обеспеченных людей. Его новое задание — вернуть в родной дом несовершеннолетнюю дочку (Екатерина Самсонова) местного крупного политика, которую насильно держат в притоне для педофилов.
Четвертый полный метр шотландки Линн Рэмзи — одной из самых интересных сегодня режиссеров-женщин. Фильм повсеместно сравнивали с финалом великого скорсезевского «Таксиста». Такая отсылка действительно считывается, но правда и то, что «Тебя никогда здесь не было» не похоже ни на какое другое кино. Это причудливый, брутальный, почти бессловесный фильм со своим особым темпоритмом, который погружает зрителя в транс и вместе с тем держит в непрестанном напряжении. Саундтрек Джонни Гринвуда из Radiohead выше всяких похвал.
«Не в себе»
Режиссер Стивен Содерберг. США
Деловая краля Сойер (Клэр Фой) недавно стала жертвой сталкинга — и время от времени обращается за психологической поддержкой к профессионалам. На свою беду однажды она забегает на консультацию в сомнительную лечебницу, где не глядя подписывает какую-то бумагу — и оказывается на неделю заточенной в «палате № 6». Кроме того, девушке чудится, что ее преследователь пробрался сюда же под видом санитара.
Главный интеллектуал современного американского кино Стивен Содерберг вечно выкинет что-нибудь эдакое. Его изящное, как всегда, упражнение в жанре «психиатрический триллер», помимо прочего, целиком снято на айфон (о чем, не зная заранее, можно и не догадаться). Но фильм ценен не этим, а четким сюжетом — достаточно неожиданным и при этом работающим как часы — и его отточенной реализацией. Также здесь лучшая на сегодня работа очаровательной англичанки Фой: такие роли подходят ей куда больше, чем барышни с татуировкой дракона.
«Остров собак»
Режиссер Уэс Андерсон. США, Германия
В недалеком будущем в Японии установилась «антисобачья» власть: всех псов свезли на специальный остров, где они обречены на постепенное вымирание. В поисках любимого кобеля Спота сюда прибывает двенадцатилетний Атари, племянник мэра города Мегасаки. Подружившись с одной из собачьих шаек, пацанчик фактически инспирирует настоящую песью революцию.
Второй кукольный мультфильм — после «Бесподобного мистера Фокса» (2009) — блистательного Уэса Андерсона, еще более стильный и продуманный. Перфекционист Уэс воздвиг совершенно новый дивный мир, где, впрочем, привычно правят бал патологическая симметричность и внимание к мельчайшим деталям на визуальном уровне — и убийственная ирония на уровне содержательном. Постоянный андерсоновский композитор Александр Депла снабдил это чудное действо саундтреком, за который ему смело можно всучить очередной «Оскар». В паре эпизодов звучит даже мелодия Сергея Прокофьева из «Поручика Киже» в «японской» обработке.
«Основано на реальных событиях»
Режиссер Роман Поланский. Франция, Польша, Бельгия
На раздаче автографов писательница Дельфина (Эмманюэль Сенье) знакомится с загадочной девушкой, называющей себя Эль (Ева Грин). Дамочки быстро подружатся, а Дельфина не только допустит Эль в свою творческую лабораторию, но и временно поселит ее в собственной квартире. Что, конечно, вряд ли стоило делать.
Великолепный Роман Поланский объединился с младшим коллегой (и почти столь же замечательным режиссером) Оливье Ассайясом. Вместе они написали дивный сценарий психологического триллера, Поланский это кино поставил, а его супруга Сенье исполнила одну из двух главных ролей. Фильм можно отнести к редкой категории «детектив без преступления». Постановка минималистична, но превосходна: режиссер буквально тычет зрителю в глаза разгадкой, но сообразить, в чем дело, все равно не выйдет вплоть до последних минут.
«Мэнди»
Режиссер Панос Косматос. Бельгия, США
В 1983 году жену-художницу (Андреа Райсборо) лесоруба Рэда (Николас Кейдж) похищают отвратительные христианские сектанты, предварительно связав ее мужа. Освободившись из пут, Рэд вооружается любимым топорищем — и отправляется мочить религиозных уродов.
Шикарный сеанс волшебной кинопсиходелии длиною в два часа. Всего лишь вторая постановка канадца Паноса Косматоса, после которой многие явно захотят провозгласить его своим любимым режиссером. «Мэнди» неописуемо сочетает в себе нечеловеческую киношную красоту и виртуозный постмодернистский стеб в духе Тарантино-Родригеса. В программе: кислотные цвета, реки крови, летающие головы, анимационные вставки, битва на бензопилах, адский рев Кейджа и многое другое, столь же прекрасное. А также последняя (возможно, лучшая) работа исландского композитора Йохана Йоханнссона, умершего вскоре после съемок.
Евгений Новицкий, WEACOM.RU
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт